«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И КАЧЕСТВА»
Утверждено
Генеральный директор ООО «МАЭУиК» ______________ Глотова Е.А. Приказ № 2 от 01 декабря 2022г.
|
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Разработка и функционирование системы менеджмента качества,
внутренний аудит предприятия»
Нормативный срок обучения – 36 ак. часов
Продолжительность обучения: 6 недель
Автор-составитель:
Елена Александровна Глотова
Москва – 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ДПО.. 3
1.1 Общая характеристика программы.. 3
1.3 Характеристика профессиональной деятельности слушателей. 5
1.4 Планируемые результаты освоения Программы.. 10
2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.. 11
3 ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 12
4 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ… 14
5 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ ДПО.. 18
5.2 Требования к минимальному материально — техническому обеспечению.. 18
5.4 Кадровое обеспечение реализации программы.. 19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.2021 № 276н 40.062 «Специалист по качеству»;
- Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов от 22 января 2015 года N ДЛ-1/05вн;
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ;
1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ДПО
Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия» в образовательной организации» разработана образовательным подразделением ООО «МАЭУиК» для подготовки руководителей, повышение профессионального уровня в рамках имеющей квалификации, совершенствование имеющихся и получение новых компетенций.
Программа по виду образования – дополнительное образование;
Подвид — дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации);
Формы освоения программы: дистанционная, с применением исключительно электронного обучения дистанционных образовательных технологий;
Нормативный срок обучения — 36 часов;
Продолжительность обучения – 6 недель;
Число занятий в неделю: 3 раза в неделю;
Продолжительность занятий – 2 академических часа в день;
Продолжительность академического часа составляет 30 минут. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, занятия сокращаются на 10-15 минут.
Режим занятий: занятия проводятся по учебному расписанию и предусматривается возможность обучения по индивидуальному учебному плану (графику обучения) в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.
Возраст обучающихся: 21 и старше
Форма организации образовательной деятельности – индивидуальная и групповая
Количество обучающихся в группе – неограниченно.
Язык обучения – русский.
Дистанционная форме обучения проводится средствами образовательной платформы или on-line конференций в формате вебинаров, прямых эфиров, видео- консультаций. Слушатели получают возможность обсуждать свои вопросы с экспертами, выполнять тесты и задания, так же им предоставляется удаленный доступ к учебным материалам. Для работы в системе слушателю высылается ссылка на вход в личный кабинет образовательной платформы.
Программа не рассчитана на получение второго высшего образования, а направлена на повышение квалификации и расширение спектра профессиональных возможностей.
Итоговый документ — удостоверение о повышении квалификации.
Цель освоения — реализация программы повышения квалификации «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия», это совершенствование знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, обновление теоретических и практических знаний специалистов, оптимизации деятельности, умений взаимодействовать с персоналом по активизации творческого потенциала и потребителями для удовлетворения их потребностей. А также совершенствование знаний и умений для выполнения трудовых функций, согласно профессиональному стандарту.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам системы менеджмента качества персонал предприятий;
- ознакомление слушателей с проблемами, связанными с внедрение систем менеджмента качества;
- овладение элементами внедрения процессного подхода;
- ознакомление с современными тенденциями в развитии теоретических основ и практики менеджмента качества, включая взаимодействия с персоналом предприятия, поставщиками и потребителями продукции и услуг;
- овладение элементами улучшения процессов посредством методов, разработанных ведущими институтами менеджмента в мире.
Развивающие:
- формирование специальных компетенций у слушателей в области управления качеством процессов и продукции;
- формирование умений, необходимых для практического использования изучаемых теоретических концепций, моделей, методов и технологий при проведении внутреннего аудита, при анализе и обосновании решений по результатам проверок, а также при разработке планов и проектов по менеджменту качества;
- формирование положительного имиджа к работе по развитию методов управления качеством;
- развитие и продвижение своего профессионального навыка;
- формирование у слушателей ключевых компетенций – когнитивной, коммуникативной, информационной, социальной, креативной, ценностно-смысловой, личностного самосовершенствования.
Воспитательные:
- повышать мотивацию слушателей к познанию методов развития деятельности предприятия;
- развивать коммуникативные способности;
- воспитывать умение брать на себя ответственность за принятие решения.
1.3 Характеристика профессиональной деятельности слушателей
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия» разработана соответствии с требованиями профессионального стандарта 40.062 «Специалист по качеству»: https://docs.cntd.ru/document/603666666
Наименование вида профессиональной деятельности: Управление качеством продукции (работ, услуг) в организации.
Основная цель вида профессиональной деятельности: Обеспечение качества и соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических регламентов, стандартов (технических условий), утвержденным образцам (эталонам) и нормативно-технической документации, условиям поставок и договоров для удовлетворенности потребителей и повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и организации в целом
СВЯЗЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
Возможные наименования должностей, профессий: Главный инженер / Главный инженер по управлению качеством продукции (работ, услуг) / Главный инженер по качеству / Главный инженер по управлению качеством процессов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) / Начальник управления качества / Руководитель подразделения по качеству продукции
Категория слушателей; Высшее образование — специалитет, магистратура
или
Высшее образование (непрофильное) — специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование в сфере управления качеством (менеджмента качества)
Требования к опыту практической работы: Не менее пяти лет работы на инженерно-технических должностях или в сфере управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг)6
Особые условия допуска к работе: Прохождение обучения и инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний требований охраны труда
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | |||
С | 3.3 Управление качеством продукции (работ, услуг) в организации | Формирование политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) в организации | C/01.7 | 7 |
Обеспечение функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) | C/02.7 | |||
Контроль выпуска продукции (работ, услуг), соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов (технических условий), утвержденным образцам (эталонам) и технической документацией, условиям поставок и договоров | C/03.7 |
Функциональная карта вида профессиональной деятельности
C/01.7 Формирование политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) в организации | |||
Трудовые действия | Анализ конкурентоспособности проектируемой продукции (работ, услуг);
Разработка плана мероприятий по выявлению необходимых параметров качества проектируемой продукции (работ, услуги); Анализ российского и международного опыта в области планирования качества продукции (работ, услуг); Обеспечение разработки плана (программы) мероприятий по производству новой продукции (работ, услуг) на основании требований к качеству продукции (работ, услуг) на этапах маркетинговых исследований, разработки технических условий, производства продукции (работ, услуг); Определение потребности в персонале и определение требуемых знаний, умений и компетенций работников в области управления качеством (менеджмента качества); Разработка системы метрологического обеспечения качества продукции (работ, услуг) в организации; Формирование плана мероприятий по соблюдению и повышению качества выпускаемой организацией продукции (выполнения работ, оказания услуг), обеспечению соответствия современному уровню развития науки и техники, потребностям внутреннего рынка, экспортным требованиям, условиям поставок и договоров, а также требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий; Контроль реализации планов мероприятий по соблюдению и повышению качества проектируемой и выпускаемой продукции (работ, услуг); Постановка задач и контроль выполнения работниками, осуществляющими деятельность в области планирования качества проектируемой и выпускаемой продукции (работ, услуг); |
||
Необходимые умения | Применять на практике стандарты в области системы управления качеством (менеджмента качества) и стандарты, регламентирующие системы менеджмента измерений (управления измерениями), аккредитацию, оценку соответствия, менеджмент надежности и устанавливающие требования по безопасности;
Использовать методы контроля за применением стандартов и нормативных правовых актов в области управления качеством (менеджмента качества); Применять методологию анализа рисков, возможностей и интересов всех сторон, заинтересованных в результатах деятельности организации; Применять современные методологии совершенствования производственных процессов с их цифровизацией и использованием принципов безбумажной технологии; Применять современные методы и средства метрологического обеспечения качества продукции (работ, услуг); Применять методы квалиметрического анализа продукции (работ, услуг); Применять современные методологии обеспечения конкурентоспособности продукции (работ, услуг); Выявлять коррупционные риски и определять пути их минимизации; Выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; |
||
Необходимые знания | Основные понятия в сфере управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг);
Законодательство Российской Федерации и международное законодательство в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений; Национальные, межгосударственные, международные стандарты и нормативные правовые акты по управлению качеством (менеджменту качества) продукции (работ, услуг); Международные технические регламенты в сфере технического регулирования, стандартизации и управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг); Законодательство Российской Федерации в области недобросовестной конкуренции; Основные подходы и документы метрологического обеспечения производства качественной продукции (работ, услуг); Современный отечественный и зарубежный опыт в области планирования качества продукции (работ, услуг); Методы квалиметрического анализа продукции (работ, услуг) Методы управления качеством при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг); Современные методологии совершенствования производственных процессов; Экономика, организация производства, труда и управления; Основы трудового законодательства Российской Федерации; Требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений; Методы мотивации сотрудников; Основные меры по предупреждению коррупции в организации; Требования пожарной, промышленной и экологической безопасности; |
||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы:
— соблюдать конфиденциальность информации; — соблюдать этику делового общения; — проявлять честность и порядочность в профессиональных и деловых отношениях; — не разглашать материалы рабочих исследований; — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации (предприятия) и коллег |
||
C/02.7 Обеспечение функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) | |||
Трудовые действия | Мониторинг и анализ рекламаций и претензий, поступающих от потребителей;
Организация работ по обеспечению функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) с учетом оценки передовой науки и практики и стратегии развития организации; Формирование структуры системы документооборота управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг) организации; Координация разработки документов системы управления качеством (менеджмента качества), необходимых для ее функционирования; Организация работ по определению измеряемых параметров и установлению полей допуска, выбору средств и методов измерений для обеспечения требуемой точности; Разработка мероприятий по выбору необходимых средств формирования оптимальных норм обеспечения точности измеряемых параметров продукции (работ, услуг); Контроль ведения учета показателей качества продукции (работ, услуг); Разработка и организация мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля внедрения и соблюдения технических регламентов, стандартов и технических условий качества продукции (работ, услуг); Контроль выполнения мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля внедрения и соблюдения технических регламентов, стандартов и технических условий качества продукции (работ, услуг); Подготовка локальных нормативных актов и отчетной документации для обеспечения функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг); Разработка рекомендаций и формирование плана мероприятий по повышению качества управления человеческими ресурсами в сфере управления качеством продукции (работ, услуг); Постановка задач и контроль их выполнения сотрудниками, осуществляющими деятельность в области функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг); |
||
Необходимые умения | Анализировать нормативно-техническую документацию в области управления качеством (менеджмента качества) производства продукции (работ, услуг);
Применять на практике стандарты в области системы управления качеством (менеджмента качества) и стандарты, регламентирующие системы менеджмента измерений (управления измерениями), аккредитацию, оценку соответствия, менеджмент надежности и устанавливающие требования по безопасности; Применять методы контроля за функционированием системы управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг); Анализировать современный российский и международный опыт внедрения, сопровождения и функционирования систем управления качеством в организации; Систематизировать информацию и данные по показателям качества; Применять современные методологии совершенствования производственных процессов; Использовать инструменты и методы стимулирования работников системы управления качеством (менеджмента качества), направленные на повышение производительности труда; Применять методологию анализа рисков, возможностей и интересов всех заинтересованных сторон в результатах деятельности организации; Выявлять коррупционные риски и определять пути их минимизации; Разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции; |
||
Необходимые знания | Основные понятия в сфере управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг);
Законодательство Российской Федерации и международное законодательство в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений; Национальные, межгосударственные, международные стандарты и нормативные правовые акты по управлению качеством (менеджменту качества) продукции (работ, услуг); Законодательство Российской Федерации в области недобросовестной конкуренции; Международные технические регламенты в сфере технического регулирования, стандартизации и управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг); Современный российский и зарубежный опыт в области обеспечения функционирования систем управления качеством (менеджмента качества); Методы квалиметрического анализа продукции (работ, услуг); Методы управления качеством при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг); Технические требования, предъявляемые к продукции (работам, услугам), технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и принципы работы средств измерений; Принципы построения современных производственных систем; Современные методологии совершенствования производственных процессов; Основы трудового законодательства Российской Федерации; Требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений; Основные меры по предупреждению коррупции в организации; Требования пожарной, промышленной и экологической безопасности; Требования охраны труда и этика делового общения; |
||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы:
— соблюдать конфиденциальность информации; — соблюдать этику делового общения; — проявлять честность и порядочность в профессиональных и деловых отношениях; — не разглашать материалы рабочих исследований; — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации (предприятия) и коллег |
||
C/03.7 Контроль выпуска продукции (работ, услуг), соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов (технических условий), утвержденным образцам (эталонам) и технической документацией, условиям поставок и договоров | |||
Трудовые действия | Выборочная проверка качества данных и подготовки аналитических отчетов о качестве сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции; состояния оборудования и инструмента; условий производства, хранения и транспортировки продукции, а также качества функционирования инструментов цифрового управления в организации;
Исследование причин возникновения дефектов и нарушений технологии производства продукции (работ, услуг) с целью выявления неконтролируемых параметров качества продукции (работ, услуг); Контроль за устранением причин возникновения дефектов продукции (процессов), выявляемых при эксплуатации (производстве) продукции (работ, услуг); Контроль за устранением причин возникновения дефектов продукции (процессов), выявляемых при эксплуатации (производстве) продукции (работ, услуг); Выборочная проверка сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, а также элементов системы управления качеством (менеджмента качества) в организации; Анализ организационно-технических, экономических, кадровых факторов этапов жизненного цикла продукции (работ, услуг) с целью повышения качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг); Составление плана мероприятий по подтверждению соответствия системы управления качеством (менеджмента качества) в организации; Организация проведения внутреннего аудита для подтверждения намеченных показателей результативности системы управления качеством (менеджмента качества) или для получения информации по улучшению системы управления качеством (менеджмента качества); Проведение мероприятий с целью повышения ответственности за элементы системы управления качеством (менеджмента качества) в организации; Контроль функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) в организации; Разработка плана мероприятий по повышению ответственности за выпуск продукции (работ, услуг), не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов (технических условий), утвержденным образцам (эталонам) и технической документации, условиям поставок и договоров; Разработка предложений по повышению мотивации работников, осуществляющих деятельность в области управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг); |
||
Необходимые умения | Анализировать структуру управления организацией с точки зрения задач управления качеством продукции (работ, услуг);
Разрабатывать планы проведения преобразований для повышения качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг), в том числе в условиях цифровизации; Применять современные методологии совершенствования производственных процессов; Определять и анализировать интересы всех заинтересованных в результатах деятельности организации сторон; Применять методологию анализа рисков и возможностей для реализации политики в области качества; Разрабатывать планы подготовки организации к процедуре подтверждения соответствия (сертификации) системы менеджмента (управления) качества; Проводить преобразования структуры управления для повышения ответственности за выпуск продукции (работ, услуг), не соответствующей требованиям технических регламентов, стандартов (технических условий), утвержденным образцам (эталонам) и технической документации, условиям поставок и договоров; Анализировать психологический климат в управляемом коллективе; Выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; Выявлять коррупционные риски и определять пути их минимизации; |
||
Необходимые знания | Основные понятия в сфере управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг);
Законодательство Российской Федерации и международное законодательство в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений; Национальные, межгосударственные, международные стандарты и нормативные правовые акты по управлению качеством (менеджменту качества) продукции (работ, услуг); Международные технические регламенты в сфере технического регулирования, стандартизации и управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг); Методы и методики проведения проверок качества готовой продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, качества и состояния технологического оборудования и инструмента, условий производства, хранения и транспортировки продукции; Методы квалиметрического анализа продукции (работ, услуг); Принципы построения современных производственных систем; Современные методологии совершенствования производственных процессов; Правила проведения управленческих преобразований в организации; Требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений; Основные меры по предупреждению коррупции в организации; Требования пожарной, промышленной и экологической безопасности; Требования охраны труда и этика делового общения; |
||
Другие характеристики | Необходимые этические нормы:
— соблюдать конфиденциальность информации; — соблюдать этику делового общения; — проявлять честность и порядочность в профессиональных и деловых отношениях; — не разглашать материалы рабочих исследований; — не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте; — не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; — не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации (предприятия) и коллег |
Профессиональные компетенции. Компетенции слушателей, развивающиеся в результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия».
ПК 1 | Анализ конкурентоспособности проектируемой продукции (работ, услуг); |
ПК 2 | Разработка плана мероприятий по выявлению необходимых параметров качества проектируемой продукции (работ, услуги) |
ПК 3 | Формирование плана мероприятий по соблюдению и повышению качества выпускаемой организацией продукции (выполнения работ, оказания услуг), обеспечению соответствия современному уровню развития науки и техники, потребностям внутреннего рынка, экспортным требованиям, условиям поставок и договоров, а также требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий; |
ПК 4 | Контроль выполнения мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля внедрения и соблюдения технических регламентов, стандартов и технических условий качества продукции (работ, услуг); |
ПК 5 | Формирование структуры системы документооборота управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг) организации; |
ПК 6 | Контроль функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) в организации; |
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Планируемым результатом обучения является освоение как теоретических знаний, так и практических умений, и навыков, а также формирование у слушателей ключевых компетенций – когнитивной, коммуникативной, информационной, социальной, креативной, ценностно-смысловой, личностного самосовершенствования.
В результате освоения Программы слушатели будут знать:
- состав и особенности стандартов менеджмента качества;
- правила реферирования, аннотирования и редактирования нормативных документов;
- основы обеспечения качества;
- основы деловой коммуникации;
- основы процессного подхода в управлении;
- принципы функционирования современных систем менеджмента;
- основы управления информацией;
- принципы построения системы менеджмента качества на предприятиях;
- форматы реализации мероприятий для развития предприятия;
- методы управления при оптимизации процессов предприятия
будут уметь:
- работать с инструментами по оптимизации процессов системы менеджмента качества;
- планировать свое рабочее время для постановки системного подхода к деятельности;
- анализировать результаты процессов и разрабатывать схемы процессов;
- самостоятельно работать с персоналом, используя его творческий потенциал для улучшений продукта и процессов в деятельности компании;
- проводить мониторинг и анализ деятельности предприятия по заданным условиям и анализировать результаты;
- создавать нормативные документы, описывающие деятельность предприятия и заполнять акты несоответствий по результатам внутреннего аудита.
владеть навыками:
- создания организационных структур, схем событий и процессов;
- подбора персонала для работы в рабочих группах по оптимизации процессов;
- чтение и работа со стандартами внешних структур и стандартами организации;
- составления отчетов по результатам отчетных периодов и проведенных мероприятия;
- регистрации и оформление нормативных документов предприятия с целью идентификации и прослеживаемости;
- проведения проверок — аудитов для сбора информации и донесения до нуждающихся понятий системы менеджмента качества непосредственно на рабочем месте;
- составления стратегии развития деятельности предприятия;
- сбора статистических и аналитических данных в процессах, разработки собственных методологий анализа деятельности;
- проведения аналитических исследований по различным направлениям деятельности, составления схемы распространения информации;
- грамотного интерпретирования результатов по репрезентативной выборке в процессах.
2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Результативность освоения программы систематически отслеживается в течение обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля: входной и текущий контроль, итоговая аттестация.
Входной контроль проводится в начале курса для определения уровня знаний, слушателей на начало обучения по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия». Проводиться при получении заявки на обучение.
Текущий контроль успеваемости слушателей представляет систематическую проверку учебных достижений слушателей, проводимую педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности, и направлен на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения дополнительной программы.
Текущий контроль осуществляется педагогом в ходе изучения каждой темы на каждом занятии
Домашние задания после каждого урока проверяются преподавателем.
Освоение образовательной программы повышения квалификации заканчивается итоговой аттестацией. Форма итоговой аттестации – тестирование.
Лицам, успешно освоившим программу повышения квалификации прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверения повышения квалификации.
3 ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1 Учебно – тематический план дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия»
№ п/п | Название разделов/модулей, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | ТЗ | ПЗ | |||
Вводный урок. Входной контроль. Инструктаж по ТБ. Как устроен курс. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анкета | |
Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия | |||||
1 | Система менеджмента качества, материал по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 | 2 | 1
31:44 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
2 | Система менеджмента качества (продолжение) | 2 | 1
27:7 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
3 | Терминология системы менеджмента качества | 2 | 1
15:48 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
4 | Обновления в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 по сравнению с ГОСТ ISO 9001-2011 | 2 | 1
30:28 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
5 | Сравнения между ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ ISO 9001-2011 | 2 | 1
26:41 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
6 | Содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» | 2 | 1
19:14 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
7 | Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015. разделы 4-6 | 2 | 1
29:18 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
8 | ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Средства обеспечения | 2 | 1
19:33 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
9 | Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции | 2 | 1
35:23 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
10 | Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Оценка показателей качества | 2 | 1
18:47 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
11 | Роль руководства для развития системы менеджмента качества предприятия в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 | 2 | 1
29:09 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
12 | Процессный подход управления предприятием | 2 | 1
17:31 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
13 | Поток создания ценности | 2 | 1
16:32 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
14 | Система управления документацией на предприятии | 2 | 1
20:26 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
15 | Внутренний аудит системы менеджмента качества | 2 | 1
24:34 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
16 | Сравнительный анализ систем менеджмента | 2 | 1
29:52 |
1 | Текущий контроль /Проверка ДЗ |
Видео консультация | 2 | — | 2 | — | |
Итоговая аттестация | 1 | — | 1 | Тестирование | |
Итого |
3.2 Календарно – учебный график дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия»
Место
проведения |
Форма занятия | Темы | Общая трудоемкость, час. | Продолжительность обучения | |||||
1 неделя
ТЗ/ПЗ |
2 неделя
ТЗ/ПЗ |
3 неделя
ТЗ/ПЗ |
4 неделя
ТЗ/ПЗ |
5 неделя
ТЗ/ПЗ |
6 неделя
ТЗ/ПЗ |
||||
Онлайн –платформа | Прямой эфир/ДЗ | Вводный урок. Входной контроль. Инструктаж по ТБ. Как устроен курс.
Модуль 1 «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия» |
1 | 0,5/0,5 | |||||
Онлайн –платформа | Видео-занятие/
Прямой эфир/Практика/ДЗ |
32 | 3/2 | 2/4 | 3/3 | 4/2 | 3/3 | 1/2 | |
Онлайн –платформа | Прямой эфир | Видео консультация | 2 | -/2 | |||||
Онлайн –платформа | Прямой эфир | Итоговая аттестация | 1 | -/1 | |||||
Итого | 36 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
На 2022/2023 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий
20 минут |
2022/2023 | 19.12.2022 | 04.02.2023 | 6 | 12 | 36 | 3 раза в неделю
по 2 ак. часа |
4 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа вариативна, возможны изменения в содержании тем. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. Образовательная организация ежегодно обновляет дополнительную общеобразовательную программу с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Вводный урок. Входной контроль. Инструктаж по ТБ. Как устроен курс
Теоретическое занятие: Перед началом обучения прочитайте, пожалуйста, инструкцию по технике безопасности при дистанционной работе.
По факту ознакомления с инструкцией напишите в чате «С инструкцией по ТБ ознакомился(ась).
Практическое занятие: Выполнение входного контроля. Заполнение анкеты.
Тема 1 Система менеджмента качества, материал по ГОСТ Р ИСО 9001-2015
Теоретическое занятие: Пятое переиздание стандарта значительно поменялось, поэтому необходимо сделать особый акцент на изменениях и нововведениях. Так как многие предприятия работают по наработанным привычным понятиям и построению процессов. Перед ними встала задача оптимизации деятельности и изменения некоторых терминов. Стандарт очень большой. Поэтому лекция разбита на 2 части. Первая часть – это подготовка к основным производственным процессам
Практическое занятие: Изучение пособия: «Основы системы менеджмента качества» (материал по версии ИСО ГОСТ Р 9001-2015).
Тема 2 Система менеджмента качества (продолжение)
Теоретическое занятие: Стандарты серии ИСО 9000 позволяющие внедрять поддерживать и улучшать системы менеджмента качества предприятий. Анализ конкурентоспособности проектируемой продукции (работ, услуг). Анализ российского и международного опыта в области планирования качества продукции (работ, услуг). Улучшение продукции производимой предприятием. Улучшение удовлетворенности потребителя.
Практическое занятие: Изучение пособия: «Основы системы менеджмента качества» (материал по версии ИСО ГОСТ Р 9001-2015)
Скачайте пособие по ссылке и внимательно изучите его. Пособие разработано, так, чтобы дать вам общее представление о системе менеджмента качества:
Обратите особое внимание на принципы системы менеджмента качества. Они лежат в основе всей системы и стандартов. По факту изучения пособия напишите в чат: «Пособие изучено». И далее изучайте как СМК устроена, чтобы можно было использовать Ваши знания для функционирования СМК на конкретном предприятии для достижения успеха.
Тема 3 Терминология системы менеджмента качества
Теоретическое занятие: Применять на практике стандарты в области системы управления качеством (менеджмента качества) и стандарты, регламентирующие системы менеджмента измерений (управления измерениями), аккредитацию, оценку соответствия, менеджмент надежности и устанавливающие требования по безопасности;
Практическое занятие: работа со стандартом
Также изучите стандарт, чтобы понимать, как можно с ним работать для применения терминологии во время функционирования СМК. Перечень всех терминов дан в конце стандарта по алфавиту, поэтому Вы можете легко найти любой термин.
Дополнительная литература: учебник
Тема 4 Обновления в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 по сравнению с ГОСТ ISO 9001-2011
Теоретическое занятие: 15 лет стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 использовался без изменений. Но в 2015 году произошли существенные изменения. Что нового в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 по сравнению с ГОСТ ISO 9001-2011 (видео-лекция). Обратите на изменения особое внимание, так как некоторые предприятия могут их не учитывать и работать по старой версии стандарта. Вторая часть по изменениям непосредственно в производственных процессах, а также в правилах по анализу. Задача обучающегося запомнить хорошо все изменения, чтобы далее работать по теме с уже закрепившимися понятиями.
Практическое занятие: Анализ и сравнение ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ ISO 9001-2011
Тема 5 Сравнения между ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ ISO 9001-2011
Теоретическое занятие: Что нового в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 по сравнению с ГОСТ ISO 9001-2011. Появление новых приложений в стандарте. Оборудование для мониторинга и измерений. Ресурсы для мониторинга и измерений.
Практическое занятие: Слушатель изучает видео материал, в которых дан подробный анализ по разделам стандарта, то как это знает и понимает преподаватель –эксперт. Педагог объясняет все нюансы, на которых нужно заострить внимание и реализовывать программы по внедрению СМК, учитывая разъяснения сложных моментов, которые не всегда очевидны при простом чтении стандарта.
Тема 6 Содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»
Теоретическое занятие: Стандарт очень сложный для понимания, поэтому используется его поэтапное изучение и как-бы постепенное проникновение. Практическое занятие: Изучите вводную часть, первые 3 раздела стандарта:
Задача слушателя: выучить определения (понятия по СМК), чтобы свободно оперировать ими в своей профессиональной деятельности. Хорошо понимать в каких пунктах стандарта реализуются принципы положенную в основу системы управления качеством и бегло работать со стандартом, хорошо понимая его содержание и расположение пунктов.
Тема 7 Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015. разделы 4-6
Теоретическое занятие: Ознакомимся с разделами 4, 5, 6 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015.;
Практическое занятие: Изучение стандарта.
Тема 8 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Средства обеспечения
Теоретическое занятие: Ресурсы. Обще положения. Инфраструктура. Человеческие ресурсы. Среда для функционирования процессов. Ресурсы для мониторинга и измерения. Внутрифирменные знания. Компетентность. Осведомленность. Обмен информацией. Документированная информация. Мониторинг и анализ рекламаций и претензий, поступающих от потребителей. Организация работ по обеспечению функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) с учетом оценки передовой науки и практики и стратегии развития организации. Формирование структуры системы документооборота управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг) организации;
Практическое занятие: Рассмотрим особенности 7 раздела стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
изучите 7-ой раздел стандарта.
Тема 9 Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции
Теоретическое занятие: Рассмотрим основной раздел стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 – восьмой. Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции. Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг. Требования к услугам и продукции. Проектирование и разработка продукции услуг. Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками. Производство продукции и предоставление услуг. Выпуск продукции и услуг. Управление несоответствующими результатами процессов.
Практическое занятие: Изучение стандарта.
Тема 10 ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Оценка показателей качества
Теоретическое занятие: Обратить особое внимание на 9, 10 раздел стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, Исследование причин возникновения дефектов и нарушений технологии производства продукции (работ, услуг) с целью выявления неконтролируемых параметров качества продукции (работ, услуг)
Практическое занятие: изучение стандарта.
Тема 11 Роль руководства для развития системы менеджмента качества предприятия в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015
Теоретическое занятие: Роль высшего руководства в функционировании системы менеджмента качества. Разработка и поддержание популяризация политики и целей организации в области качества. Обеспечение ориентации на требования потребителей во всей организации. Обеспечение внедрения процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в области качества.
Практическое занятие: самооценка предприятия.
2 Изучите регламент процесса, используйте для деятельности своего предприятия
Тема 12 Процессный подход управления предприятием
Теоретическое занятие: Основы процессного подхода на предприятии. Снизить вариабельность процесса. Определить точки контроля, руководителей и владельцев процесса.
Практическое занятие: Изучение процессного подхода управления предприятием.
1 Заполнить справку о процессе.
2 Изучите материал по свот-анализу и сделайте свот- анализ для процесса своего предприятия, с целью дальнейшего улучшения.
Тема 13 Поток создания ценности
Теоретическое занятие: Создание ценности для клиента все чаще рассматривают как ключевой источник конкурентного преимущества. определение ценности, которую компания способна предоставить своим клиентам (ценность, получаемая клиентом). Определение ценности, которую компания получает от своих клиентов (ценность, получаемая компанией). Время цикла. Процессное время. Время такта. Анализировать психологический климат в управляемом коллективе.
Практическое занятие: Чтобы Вы хорошо понимали, как определять процессы на предприятии нужно попрактиковаться. Это практическое задание станет основой для работы по картированию потока создания ценности.
1 Описать (построить) процесс из своей рабочей деятельности.
2 Определите контрольные точки процесса.
3 Пример: Рассчитать соотношение времени добавления ценности и общее время выполнения процесса.
4 Оптимизируйте процесс и также определите КЭП.
Дополнительная литература: учебник по процессному подходу
Тема 14 Система управления документацией на предприятии
Теоретическое занятие: Управление документацией на предприятии в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Практическое занятие: Изучение видеоматериала.
Составление переченя документов подразделения, в котором Вы работаете.
Тема 15 Внутренний аудит системы менеджмента качества
Теоретическое занятие: Термины и определения. Критерии аудита. Программа аудита. Задачи внутреннего аудита. Знания и навыки аудита. Семь организационных принципов внутреннего аудита. Контроль выполнения мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля внедрения и соблюдения технических регламентов, стандартов и технических условий качества продукции (работ, услуг). Подготовка локальных нормативных актов и отчетной документации для обеспечения функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг). Разработка рекомендаций и формирование плана мероприятий по повышению качества управления человеческими ресурсами в сфере управления качеством продукции (работ, услуг);
Практическое занятие: Изучите видео по теме «Внутренний аудит СМК».
1 Ознакомьтесь со стандартом ГОСТ Р ИСО 19011-2021 по аудитам систем менеджмента и если в работе Вам понадобится информация об аудитах, то стандарт будет для Вас основополагающим документом.
2 Изучите теорию в пособии по внутреннему аудиту СМК
3 Обучающийся составляет отчет о проведённом внутреннем аудите, подробно описывая деятельность по всем пунктам стандарта ГОСТ Р 9001-2015, также ссылается на акты о несоответствиях, которые должны быть приложены к отчету.
Тема 16 Сравнительный анализ систем менеджмента
Теоретическое занятие: Для того, чтобы продолжить улучшения, нужно понимать, какая система менеджмента нам подойдет для достижения поставленной цели. В видео познакомьтесь с системами менеджмента по улучшению деятельности, которые являются признанными во всём мировом сообществе.
Практическое занятие: по анализу систем менеджмента
Видео – консультация: Вы завершили обучение по программе «Разработка и функционирование системы менеджмента качества, внутренний аудит предприятия». Для лучшего понимания и усвоения Вы далее будете общаться с преподавателем по Skype, ссылка https://my.smartwebinar.org/webinar/18cd447e-54f4-4250-92d3-abd71cfee0e6/player в течении 2 уч. часов. Чтобы преподаватель дал Вам наиболее развернутый ответ, напишите, пожалуйста вопросы, которые возникли у Вас по ходу изучения модуля в чат.
Итоговая аттестация. Тестирование